Вознюк
А. В. Изменение традиционной парадигмы преподавания точных дисциплин: от мифа и
сказки к подлинному пониманию Вселенной [Текст] / А. В. Вознюк // Вектор науки
Тольяттинского государственного университета. – Тольятти : Тольяттинский гос.
ун-т – Кассандр, 2010. – № 2(2). – 120 с. – С. 32–35.
Изменение традиционной
парадигмы преподавания точных дисциплин: от мифа и сказки к подлинному пониманию Вселенной
А. В. Вознюк,
кандидатпедагогических наук, докторант
(Житомирский государственный
университет им. И. Франко)
Физика,
как и другие точные дисциплины, на первый взгляд есть наиболее приземленный
учебный предмет, который изучается в школе и вузе. Физика имеет дело с постижением
конкретных физических явлений, которые можно, прямо или косвенно, зафиксировать
экспериментально, а поэтому объяснить и познать.
Однако, при более глубоком и детальном анализе физических феноменов мы рано
или поздно сталкиваемся с явлениями, которые не поддаются рациональному
пониманию и которые трудно подвести под удовлетворительную объяснительную базу.
В качестве примера можно привести феномен корпускулярно-волнового дуализма,
обнаруживающего парадоксальные свойства элементарной частицы, способной
совмещать в себе два взаимоисключающих физических состояния, поскольку она одновременно
является частицей (локализованной в пространстве) и волной (не имеющей строгой
локализации). Кроме того, Вселенная на ее фундаментальном квантовом уровне обнаруживает
парадоксальный феномен квантово-фотонной интегральности (1).
Можно назвать и многие другие парадоксы
современной науки, которые ускользают от логического анализа, выступающего
важнейшим инструментом научного исследования. Однако в сфере физических
исследований имеют место факты, когда принцип парадоксальности выступает
валидным основанием для экспертной оценки физических теорий. Можно привести
пример. Известный датский физик Н. Бор
в конце 50-х годов после доклада виднейших физиков В. Гейзенберга и В. Паули
заметил: "Все мы согласны, что ваша теория безумна. Вопрос, который нас
разделяет, состоит и том, достаточно ли она безумна, чтобы иметь шанс быть
истинной. По-моему, она недостаточно безумна для этого".