Вознюк
А. В. Сказочно-метафорическая концепция обучения как современная
образовательная постнеклассическая парадигма [Электронный ресурс] / А. В. Вознюк // «Академия
Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.17719, 04.11.2012. – Режим
доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00162017.htm
Основной постулат, с которым естествоиспытатель подходит к пониманию
природы, – это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее возможно осмыслить
и понять, что между законами мышления, с одной стороны, и строем природы, с
другой, есть некая предустановленная гармония. Без этого молчаливого допущения
невозможно никакое естествознание.
Л. С. Берг
Я все больше убеждаюсь, что образное видение мира и попытки передать
чувство красоты словом – это душа и сердце детского мышления. Детское мышление
– художественное, образное, эмоционально насыщенное мышление. Чтобы ребенок
стал умным, любознательным, нужно в раннем детстве дать ему счастье художественного
виденья мира… Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких
образах
В.А. Сухомлинский ("Сердце отдаю детям")
В науке необходимо воображение. Оно не исчерпывается полностью ни
математикой, ни логикой, в нем есть что-то от красоты и поэзии
Мария Митчелл, американский астроном (1818 – 1889)
Ежедневное слушание историй и сказок не только обогащает словарный запас
ребенка, но и стимулирует его фантазию и силу созидания
Р.
Патцлафф, Т. Кальдер
[Патцлафф, Кальдер, 2008, с. 75].
Сказка не пустая складка, в ней, как и вообще во всех созданиях целого
народа, не могло быть и в самом деле нет ни нарочито сочинённой лжи, ни
намеренного уклонения от действительного мира... Чудесное сказки есть чудесное
могущественных сил природы
А.Н. Афанасьев, выдающийся русский собиратель фольклора,
исследователь духовной культуры славянских народов
Недостаточность логики в обыденном языке восполняется использованием
метафор. Логичность и метафоричность текста – это два дополняющих друг друга
его проявления"
В.В. Налимов
Современная эпоха занимает особое место в истории
человечества – никогда раньше время развития человеческого общества не было так
"сгущено", так ускорено, как теперь. Беспрецедентный по масштабам,
глубине и темпам процесс развития современного мира способствует созданию
уникальной исторической ситуации, которую, по словам С. Цвейга, можно
определить "звездным часом" человечества, когда "как на острие
громоотвода скопляется все атмосферное электричество, кратчайший промежуток
времени вмещает огромное множество событий". Основные
философско-мировоззренческие откровения нашего века обнаруживаются в русле
стремления человеческого сознания к целостному, тотальному постижению мира. Мы
живем в период глобального религиозно-мировоззренческого и научно-философского
синтеза, становимся свидетелями процесса интенсивной интеграции научных
дисциплин, формируются новые междисциплинарные предметные области, исследуются
пограничные области человеческого знания.
Интенсификация информационных потоков как один из главных
факторов вхождения нашего глобализированного мира в эру информационного
общества, отражает кризис классической научной парадигмы, обнаруживающий
развитие двух полярных тенденций современного образования – универсализацию и
интеграцию знаний с одной стороны, и их научно-техническую специализацию – с
другой.
На фоне этих полярных тенденций актуализируется кризис
системы образования, который, по мнению С.У. Гончаренко, является
составной частью глобального цивилизационного кризиса и в значительной мере
предопределяется узкодисциплинарными установками современного образования,
взаимным отчуждением ее гуманитарных и естественно-научных компонентов,
морального и фактологического аспектов современного знания. Следствием этого
процесса является фрагментарность виденья человеком реальности, что в условиях
становления постиндустриального информационного общества не дает возможности
человеку с его "сегментированным сознанием" адекватно реагировать на
заострение энергетического и экологического кризиса, приводит к девальвации
моральных норм и духовных ценностей [Гончаренко, 2004, с. 3].
Материал
любезно предоставлен автором.
Вся статья содержится в архивах:
1. Стаття в ворде (doc) доступна на нашем сайте
2. Доступ к PDF-файлу http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00162017.htm