Методика работы над
культурологическими текстами
на уроках русского
языка в 5-6 классах школ с украинским
языком обучения
Л. И. Курач,
кандидат педагогических наук,
Институт
педагогики НАПН Украины
Социокультурная линия обучения русскому
языку, составляющей которой является лингвокультурологическая, реализуется на
основе отобранных культурологических текстов, так как именно через текст ученик
получает возможность усваивать новые знания и ценности, духовную культуру
своего и другого народа, сверять их нравственные и эстетические позиции.
Тексты, используемые в качестве
материала для работы на уроках русского языка, должны отвечать задачам развития
лингвокультурологической компетентности, которая предполагает:
• осознание языка как формы выражения
культуры народа;
• понимание многообразия языков и культур на основе
межкультурного и языкового сопоставления;
• осознание
общего в языках и культурах народов, населяющих Украину, того, что объединяет
представителей разных национальностей;
• понимание того, что слова и фразы языка имеют культурный
подтекст, знание которого важно для взаимопонимания;
• осознание
принадлежности к своей родной культуре, а также умения объяснить другим ее
особенности на русском языке;
• овладение национально-культурной спецификой русского языка
и речевого поведения, речевым
этикетом, культурой межнационального общения;
• формирование
толерантности как в межнациональном, так и межличностном общении, с учетом
социальных и национальных особенности участников коммуникации;
• определения
своих коммуникативных стратегий з учетом языкового, культурного и национального
разнообразия народов, населяющих Украину.
[ PDF (556.6Kb)
]
|